Local Logo
Новости Вейделевского района Белгородской области
99.02
+0.65$
104.50
+0.21
+0 °С, туман
Белгород

Тьютор – помощник и наставник для особенных детей

9 октября , 14:06ОбществоФото: Мария Ковалёва

Профильный ресурсный класс для детей с аутизмом работает в Вейделевской средней школе уже пять лет.

Совсем недавно в наш лексикон вошло необычное слово – тьютор. Кто это и чем занимается? Зачем штатные единицы с таким названием ввели во многие учебные заведения нашей страны? Каким детям требуются тьюторы? Как это работает? Вопросов много. Давайте разбираться.

Тьютор, в широком понимании, – это специалист с педагогическим образованием, наставник, который сопровождает ребёнка в учебном процессе и помогает ему решить различные вопросы, в том числе организационные и социальные. Он выступает коммуникативным «мостом» с учителем и другими детьми. На первый взгляд, функции очень схожи с работой педагога или психолога, но это не так. Задача преподавателя – подать материал так, чтобы он был понятен и доступен ученикам. Психолог помогает решить проблемы школьников, работая с ними, их родителями и педагогами. Но иногда ребёнку нужен человек, который поддержит и направит, соратник и защитник. 

Институт тьюторства сформировался в XIV веке в Оксфорде в Великобритании. Это было своеобразное наставничество для студентов. Тьюторы помогали выстраивать расписание и распределять учебное и свободное время. В России эта практика начала развиваться совсем недавно. В дореволюционное время функции тьютора выполняли преподаватели, гувернёры или классные наставники. Похожая система была развита только в монастырях, где к монахам «прикрепляли» старца, и он помогал освоить правила и режим. В 1980-х годах в СССР началось реформирование образования, и к этой системе снова стали возвращаться. 

На данный момент тьюторство развивается очень стремительно. Такие специалисты появляются в учебных заведениях разного уровня, как для детей, так и для взрослых. Чаще всего они работают в системе дистанционного и индивидуального обучения. Спектр специализаций очень широк, но мы остановимся на тьюторах, которые занимаются детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и РАС (расстройствами аутистического спектра). 

Раньше в нашем муниципалитете все дети с аутизмом обучались на дому, а в 2019 году в Вейделевской средней школе появился профильный ресурсный класс. Начиналось всё с одной ученицы. Ею занимались тьютор, учитель дефектолог и логопед. В школе выделили помещение. Постепенно класс оснастили оборудованием и учебными пособиями, а главное – начали набирать и обучать специалистов. Сейчас в штате восемь тьюторов: Валентина Волобуева, Валентина Ключникова, Светлана Кулько, Елена Рябых, Ольга Рябчикова, Анна Тарасенко, Анастасия Медведева, Юлия Юрченко, педагог-психолог Ольга Ефременко, учитель-дефектолог Елена Нарижняя и учитель-логопед Оксана Новикова, которые сопровождают восемь учеников. Деятельность всех сотрудников постоянно регулируют кураторы и супервизоры. 

«Когда мы только открыли ресурсный класс, нашим куратором из Белгорода была Ирина Лихонина, а супервизором из Москвы – Анна Калабухова. Это наши учителя, которые помогали и направляли. Ирина Александровна приезжала к нам, всё показывала и объясняла буквально на пальцах. Потом куратором была Татьяна Голосная, с ней мы также очень тесно сотрудничали. С сентября этого года нашим куратором стала Елена Балковая. Кроме того, чтобы лучше понимать наших учеников, мы все прошли курсы по прикладному анализу поведения», – отметила тьютор Валентина Волобуева.

Каждый ребёнок с РАС индивидуален. Нет двух похожих «наборов» особенностей. Часто такие дети не могут в полной мере усваивать знания, не идут на контакт с другими ребятами или учителями и ведут себя нестабильно. Все ученики, которые занимаются в ресурсном классе, прошли тестирование по программе «ABLLS – R», которое даёт возможность оценить текущий уровень развития навыков и отслеживать его прогресс с течением времени. Тьюторы опрашивали родителей, наблюдали за ребёнком и заполняли специальные поведенческие чек-листы. По результатам были разработаны индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Также в них входят пункты для работы над поведением, если оно мешает адаптации в школе. Выясняются признаки его проявления, причины и факторы, которые влияют на возникновение. Таким образом, формируется адаптированная образовательная программа на каждого ребёнка. В ней определены специфические условия обучения и индивидуальные планируемые результаты. 

С каждым ребёнком работает определённый тьютор, но создаются такие условия, чтобы дети привыкали ко всем сотрудникам и была возможна взаимозаменяемость. Для учеников организуются рабочие места, разрабатывается расписание, подбираются учебные материалы. Занятия могут проходить индивидуально в ресурсном классе или в учебном – с детьми. Специалисты выбирают метод обучения под образовательные и личностные потребности ребёнка: обеспечивают дозирование учебной и эмоциональной нагрузки, зону сенсорного комфорта, упорядоченность пространственно-временной среды. В ресурсном классе оборудованы отдельные зоны для групповых и индивидуальных занятий, игры и отдыха. 

«Из восьми ребят шесть обучаются в частичной инклюзии, то есть ходят на некоторые уроки. Тьютор всегда их сопровождает. На индивидуальное обучение выведены предметы, которые тяжело даются. Два ученика обучаются по особому образовательному маршруту. Одному из них меняем программу обучения, а у второго очень сильное нежелательное поведение. Ещё один ребёнок обучается по специальной индивидуальной программе развития», – рассказала Валентина Волобуева.

Важнейшее условие адаптации ребёнка с аутизмом к школе и его комфортного пребывания в классе – конструктивное взаимодействие педагогов и специалистов, которые с ним работают. 

«Нужно и очень важно подготавливать нормотипичных детей к тому, что есть и особые. Всё начинается с родителей, педагогов, и у нас с этим проблем нет. И школьники, и их родители очень хорошо воспринимают наших подопечных, идут на контакт и даже помогают», – заверила тьютор Анна Тарасенко. 

Тьюторы сопровождают детей во всех бытовых моментах, помогают выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, а учителям – взаимодействовать с ними, при необходимости адаптируют учебный материал. Преподаватели, в свою очередь, проводят в классах работу по созданию благоприятной, дружеской, психологически безопасной атмосферы. 

«Надо отдать должное нашим педагогам,  ученикам и их родителям. Огромное им спасибо за то, что они нас понимают и принимают. Я приводила девочку, с которой занималась, и дети дарили ей маленькие игрушки, а она им – раскраски. Так получилось наладить контакт.  В дружном и толерантном классе комфортно не только особому ребёнку, но и остальным, а значит, процессы обучения и развития идут более результативно», – поделилась Валентина Волобуева. 

Необходимо понимать, что работа с особенными детьми – это длительный и кропотливый процесс. У одного из них не получается освоить математику, а для другого завязать шнурки – невыполнимая задача. Каждый «шажок» к социализации или освоению новых навыков может занимать от нескольких месяцев до года и более. Часты срывы, и приходится начинать всё сначала. Тьютор должен обладать не только большим багажом знаний, но и колоссальным терпением, выдержкой.

«У меня есть ребёнок, и я думала, что о воспитании знаю всё. Но, придя сюда, поняла, что это не так. К каждому ребёнку с РАС нужен индивидуальный подход. Самое важное правило в нашем ресурсном классе – нужно быть спокойным. Детки чувствуют наши эмоции. Спокойны мы – и дети нас воспринимают хорошо», – объяснила тьютор Елена Рябых.

Здесь очень важную роль играет взаимодействие с участниками образовательного процесса и родителями. Только совместными усилиями можно добиться каких-то изменений. 

«Вы даже не представляете, какую радость нам доставляет даже самый маленький прогресс! Любое изменение в поведении или учёбе, которого вы вместе добивались месяцами, – это настоящий праздник! В этом году нам очень сильно помог лагерь. Наши дети начали самостоятельно есть в столовой, участвовали в дискотеках, научились общаться и играть вместе. Такого коллективного прорыва у нас ещё не было!» – радуется учитель-дефектолог Елена Нарижняя. 

Главная задача тьютора – научить ребёнка с аутизмом жить в социуме: ухаживать за собой, переносить шум, налаживать контакты с другими людьми, принимать решения. Особенных детей нельзя отделять от общества. Они – часть его и имеют право быть принятыми и услышанными. У них есть мечты и стремления. Для таких ребят тьютор становится поводырём и инструктором. Он всегда рядом со своими подопечными: готов помочь, поддержать, уберечь. Это не просто педагог, а наставник и друг, который обязательно поможет малышу выбрать свой путь. 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Мария Ковалёва
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 14:45
Долгожитель из села Клименки Вейделевского района Григорий Клименко отметил 90-летие 15 ноября
Материал
ОбществоСегодня, 13:03
Вейделевцы провели очередные командно-штабные учения 14 ноября
Материал
ОбществоВчера, 15:39
Командно-штабные учения прошли в ООО «Вейделевские тепловые сети» 13 ноября