Пройдёт не так уж много лет, и к управлению страной придут люди, которые сейчас сидят за школьной партой. Какими они будут? Какие гражданские идеалы станут исповедовать? Какие ценности будут для них важны?
Кого сегодня не волнуют эти вопросы? Будущее будет решаться ими, сегодняшними учениками. Смогут ли они выдержать этот экзамен истории? Об этом и о проблемах современной школы рассказала Светлана Боканова, возглавившая педколлектив Закутчанской средней школы в 2024 году.
— Светлана Николаевна, сначала, — о полувековом юбилее школы... Что Вы, её выпускница, думаете о её прошлом и настоящем?
— Вот и пришла пора размышлений и надежд, ведь 2024 год – золотой юбилей. За эти солидные десятки лет пройден большой творческий путь. Путь взлётов, побед и педагогических свершений. У нас тут сейчас всё (или почти всё так, как и должно быть в современной деревне). Деревня, которая деревней и осталась, но обрела комфорт, культуру быта, расширила возможности для всестороннего развития детей.
Нашей школе – 50! Это очень серьёзная дата, крепкое основание для новых свершений. И это история многих поколений педагогов и учащихся, в которой есть место радостному и грустному, ошибкам и открытиям, неудачам и успехам.
Юбилей… В этом празднике есть что-то необычное, неповторимое. Он позволяет каждому, кто причастен к истории школы, вспомнить, какими были эти годы. Часы уже отстучали 50 лет. Более 1000 человек получили здесь путёвку в большую жизнь. Они трудились и трудятся в разных уголках нашей огромной страны.
«А годы летят, наши годы, как птицы летят…», – помните песню? Считаю, неверно, что некогда нам назад оглянуться. Оглядываемся, вспоминаем, выверяем свои сегодняшние дела и поступки по эталонам прошлого. И не можем забыть доброты тех, кто «нас выводил в люди».
— Давайте вспомним тех, кто в разные годы был «капитаном» школьного корабля…
— Первым директором стала Е.А. Неровня. За последующие 50 лет школу возглавляли самые разные люди, но всех их объединяло то, что они отдавали все свои знания, силы, любовь родной школе. И сегодня я с большой гордостью называю их имена: И.В. Подопригоров, В.Е. Базаев, Р.Н. Жерлицына, Н.И. Денисенко, Е.М. Решетняк.
Трудно подобрать слова, чтобы выразить благодарность учителям – ветеранам, которые стояли у истоков нашей школьной истории в 70-е годы прошлого столетия. Это В.П. Решетняк, Л.Г. Черникова, К.П. Мышанская, В.А. Мышанский, П.С. Букша, З.Д. Ломакина, А.А. Страхова, Н.Е. Матвиенко и другие.
— Давайте вернёмся в день настоящий…
— В нашей школе трудятся 22 педагога. Средний педагогический стаж – 36 лет. Отраслевых наград удостоены пять педагогов, и два учителя имеют правительственные награды.
Закутчанская средняя школа на 168 мест расположена в типовом здании. В ней 11 классов-комплектов (92 учащихся 1–11 классов). Она располагает материальной базой, включающей 18 учебных кабинетов, спортивный и актовый залы, библиотеку, столовую, гараж с тремя специализированными автобусами для подвоза обучающихся, стадион, баскетбольную и волейбольную площадки, автогородок, игровую зону для учеников младших классов с горками, качелями, скамеечками.
В 2012 году выполнен капитальный ремонт здания. Кабинеты оснащены современной компьютерной техникой с выходом в интернет, новыми интерактивными досками, мебелью. Столовая – современным оборудованием, новой мебелью оснащены кухня и столовая.
Согласно федеральному проекту с 1 сентября 2023 года свою работу в нашей школе начала «Точка роста». Центр образования «Точка роста» создан в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научного и технологического направлений. Для реализации этого проекта было закуплено дополнительное оборудование в кабинеты физики, химии, биологии и информатики.
Школа работает в режиме полного дня. Главная задача школы полного дня – использование всех имеющихся ресурсов организации, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным. Ежедневно после уроков ученики в течение нескольких часов остаются в школе. Для них организовано дополнительное образование, которое строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры (центр детского творчества, спортивная, музыкальная школы, библиотека). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе по единому расписанию, которое предусматривает занятия по классам хореографии, баяна, вокала, изоискусства, в секции волейбол, кадетском классе. С 1 сентября 2024 года на базе школы открыт ещё один кадетский (5 класс).
Внеурочные занятия тоже разнообразны: «Поиграй-ка», «Я – пешеход и пассажир», «Азбука здоровья», «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты».
На основании приказа департамента профессионального образования и науки «Об участии в проекте «Билет в будущее» в 2024 году» Закутчанская средняя школа включена в реализацию проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов «Билет в будущее» с целью качественной подготовки, организации и проведения ключевых мероприятий проекта, достижения плановых показателей, установленных федеральным оператором для региона на 2024 год.
Ученики младших классов являются участниками программы «Орлята России». Программа была создана по поручению Министра просвещения РФ в 2021 году и разработана «Орлёнком» и Российским движением школьников. Этот Всероссийский проект является первой ступенью Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». Каждый год наши первоклассники пополняют ряды юных орлят. Координируют всю воспитательную работу наши молодые педагоги В.В. Карпенко и Н.Ю. Савченко.
Наша школа – второй дом для учеников, мы стараемся, чтобы им было здесь комфортно. Но каким бы современным оборудованием не была оснащена школа, какими бы светлыми и просторными не были её кабинеты, главное, конечно же, – это те люди, которые дают школьникам новые знания, воспитывают в них «разумное, доброе, вечное». Наш коллектив единомышленников добивается высоких результатов в различных областях деятельности. Школа – непременный участник районных, областных и всероссийских олимпиад, инновационных проектов, постоянный победитель и призёр спортивных состязаний, творческих конкурсов и конкурсов кадетских отрядов.
За полвека мы выпустили 6 золотых и 7 серебряных медалистов. У каждого из них свой жизненный путь, свои устремления, но все они люди состоявшиеся. Очень приятно, что заветную копилочку наград пополнили «золотом» в 2024 году Д. Карпенко и Ю. Готовицкая.
— Что Вы пожелаете коллективу в год юбилейный?
— Хочу, чтобы все были здоровы, счастливы, чтобы над нами рассеялись тёмные тучи. Будем с оптимизмом смотреть в завтрашний день, надеяться на прекрасное и интересное будущее.
Желаю также больших достижений, творческих успехов учителям и учащимся, школе – процветания. Ведь в 50 всё только начинается! А дальнейшую историю продолжим писать вместе!
Мудрец сказал: «Молодость, подобно жаворонку, имеет свои утренние песни; старость, подобно соловью, должна иметь свои вечерние песни».
Уважения и признательности достойны те, в чьих ладонях взошёл и набрал силу молодой и звонкий сегодняшний день Закутчанской школы. Мудрость педагогов, если её есть кому передать, прекрасна вдвойне.
С чего всё начиналось? Закутчанскую начальную школу – небольшой помещичий домик с красной железной крышей и высокими перилами, отполированными руками школьников до блеска, помнят те, кто её в своё время закончил. А в 5-й класс приходилось идти в Шевчанскую восьмилетнюю школу. Вот имена некоторых закутчанских учителей далёких 1960-х годов: Клавдия Дмитриевна Вициенко, Раиса Дмитриевна Дураченко, Клавдия Павловна Петрова.
Дорога из Закутского в Шевцово прокладывалась учениками ежедневно, годами, десятилетиями, наискось по полю. Директор Анна Ивановна Букша преподавала географию, была очень строгой. Если кто набедокурил, то уж держись. Учительский коллектив был небольшой, но дружный.
Немало хороших людей вышло из стен этой уютной школы. Выпускникам, желающим получить среднее образование, надо было отправляться в Вейделевку или в Николаевку.
Много лет подряд в селе ходили слухи о том, что, мол, скоро будет в Закутском своя средняя школа. Когда мы перешли в 6-й класс, на окраине села действительно был заложен фундамент будущей десятилетки. А когда пришла пора идти нам в девятый, школа-новостройка распахнула свои двери.
Что повлияло на столь решительные шаги руководства бывшего колхоза имени Жданова и района – остаётся в тайне. Наверное, гласила молва, просто счастье улыбнулось 8-классникам 1974 года, потому что с ними училась Галя, дочь тогдашнего председателя Ивана Фёдоровича Чевордина.
Ну, оставим эти толки. Как бы там не было, а средняя школа была открыта. И произошло это событие, как я уже упомянула, 1 сентября 1974 года. На торжество прибыли первый секретарь Вейделевского райкома партии Д.М. Ряполов, председатель колхоза И.Ф. Чевордин, секретарь парткома В.Г. Пономарёв, учителя, ученики, да, можно сказать, вся округа. Директор школы Е.А. Неровня взяла в руки большой символический ключ… В добрый путь!
Тогда, в начале 1980-х годов, двухэтажная школа гордо возвышалась на окраине села. Вокруг был пустырь – ни деревца, ни цветов, а лишь последствия большой оконченной стройки – груды кирпича, щебня. Добрый след, оставленный первыми учениками и учителями – это очистка территории и сквер по соседству со школой. Зазеленели берёзки, рябинки – каждый выпускник посадил дерево, заботливо ухаживали за молодыми саженцами.
Теперь покажется странным, что школьники из других сёл целую неделю (до выходных) жили в пришкольном интернате. Уклад жизни в нём всегда оставался таким: строгое соблюдение порядка, дисциплины, гигиены, чистоты. В этом, конечно, немалая заслуга воспитателя А.И. Прокопенко.
Она была строга, требовательна в меру и одновременно добра к своим воспитанникам, потому что понимала – здесь второй дом. Поэтому и телевизор старшеклассникам иногда разрешала посмотреть подольше, и в кино сходить, а малышам – пошалить, поиграть после того, как подготовят уроки. Помнят эту женщину уже очень взрослые люди из всех сёл, ведь она заменяла им мать в долгие осенние дождливые и зимние вьюжные вечера.
Каждый учитель школы – это целый мир, каждый наделён чем-то таким, чего нет у других. Так, наши учителя истории Е.М. Решетняк и В.В. Прокопенко – не просто предметники, а учителя жизни. Практикуют такие формы, как подготовка сообщений по дополнительному материалу, рефератов, составление исторических портретов деятелей эпохи, тестовые задания для проверки знаний по пройденным темам. В основе большинства тем – личность как фактор исторического процесса. Таким образом, урок истории – это взаимосвязь учителя с учениками через третью личность – историческую.
А маленькие дети очень любят «пересотворять» мир. Колоссальная творческая энергия, как моторчик знаменитого Карлсона, не даёт им покоя ни на минуту.
Учителя начальных классов Л.А. Дорошенко, Л.В. Закутская, И.А. Прокопенко, Т.М. Козловская (руководитель методического объединения) уже много лет работают вместе и направляют детскую энергию в нужное русло, понимая, что детям надо и попрыгать, и поиграть – дать волю «весёлому гному» воображения… И нет работы хуже или лучше, а есть человек и его дело, его отношение к жизни, к людям, и всякая работа, как и человек, любит, чтобы к ней относились искренне, с любовью и радостью.
Его окончили В.Н. Закутский, Л.А. Краснопёрова, В.И. Краснопёров и преподают физику, математику, информатику, алгоритмику. Помнят все с детства, что любовь к предмету во многом была обусловлена отношением к учителю. Нравится учитель – и на урок идёшь с охотой, в учебник смотришь с желанием. Наши «физматовцы» характер имеют добрый, спокойный, для себя как постулат принимая: каждый ребёнок, каждый человек – это личность, пусть не в превосходной степени, пусть незрелая, но всё-таки личность, и её надо уважать.
Первым библиотекарем стала З.Н. Закутская. Ей свойственны были мягкость, сдержанные манеры, внимательный взгляд. Словом, приметы внешности библиотекаря, что с детства внушают почтение к людям этой профессии. В библиотеке всегда царила домашняя обстановка. Те учителя, у кого в расписании появились «окна», спешили в читальный зал выбрать книгу, посмотреть новые журналы, почитать газеты.
Сейчас школьным книжным «царством» заведует Е.Г. Удодова.
О.И. Прокопенко и Е.М. Васильева никогда не сомневались в выборе своей профессии. Они обладают особой тактичностью, умеют создавать на уроке благоприятный психологический настрой. Залог их успеха – не только в творческом подходе к подготовке уроков, но и в большой кропотливой работе с детьми. Как итог – успешная сдача учащимися ОГЭ, ЕГЭ.
Т.Б. Пелецкая – преподаватель химии и биологии. Из беседы с ней: «Люблю уроки – нашу с ребятами жизнь. Меня не пугают трудности – без них не испытаешь радости побед. А победами своих учеников горжусь».
Есть ещё очень нужный человек в школе – психолог Л.Н. Боженко. Она очень ответственна, тактична, умеет слушать и сопереживать. Для неё важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно. В консультациях и беседах она не отказывает никому.
С.В. Резниченко очень хочется на этот вопрос и сейчас, и через год, и даже через десять получить ответ: «Отлично!».
И пусть наши выпускники благодаря стараниям учителя не растеряют себя даже на дорогах других стран.
О конкурсе студий и театров моды «Гармония» известно давно. Только о победителях знают не все. Так вот, в номинации «Эко–стиль» (авангардный костюм) уже несколько лет подряд в районе и области побеждает наш коллектив «Звёздочка», которым руководит Л.Н. Дмитриева.
Приятнее всего учителю трудового обучения вспоминать опыт участия своего подопечного П. Алтынника в областном конкурсе «Абилимпикс» (направление) по работе с детьми ОВЗ. В этом профессиональном соревновании юноша занял 1 место и получил денежный сертификат, подарки.
Невозможно рассказать обо всех и обо всём. Учителя физкультуры Н.А. Поляков и М.Н. Колий убеждены в одухотворённости спорта, в том, что он делает жизнь людей более гармоничной, даёт им возможность испытать, а нередко и преодолеть себя.
Да так, наверное, не только в спорте. Сделать нашу жизнь более содержательной способно любое дело… Лишь бы были беспокойные, увлечённые, щедрые душой люди. Только не брали бы верх равнодушные, чёрствые, эгоистичные, которые всегда «с краю».
Тысячелетиями человек пытается найти ответ на вопрос: для чего он пришёл в этот мир? В долгий жизненный путь мы отправляемся на прекрасном корабле под названием «Школа», чтобы научиться любить и быть любимыми, отдавая себя другим, постичь своё предназначение. А учитель – вечный капитан этого корабля.
Так, на это судно взошли в разные годы и работали до самой пенсии В.В. Нижебовская, Г.С. Денисенко, Н.П. Анисимова, В.Т. Бабешко, В.Д. Рындина, О.Г. Белокобыльская, Н.Н. Добренькая, Н.Н. Носач, Л.Н. Носач, Л.И. Чудных, Н.В. Чудных, Н.С. Базаева, Л.И. Прокопенко, Н.И. Костенко, О.В. Великородная, Е.М. Ляпунова.
И замелькали перед ними пары серых, голубых, карих глаз. А взгляды разные: колкие и добрые, испуганные и удивлённые, недоверчивые и открытые, насмешливые и нахальные… Но учителя тогда, в начале трудовой деятельности, ещё все молодые, неопытные, начинали ощущать себя взрослыми, умными и даже… мудрыми. Они спешили творить своё «чудо», чудо становления человека, раскрытия его внутреннего мира, творческого, активного начала, которое заложено в каждом ребёнке – надо только его отыскать, пробудить.
Так было и так будет всегда.
В 6–7 лет дети впервые приходят и садятся за школьную парту, не догадываясь ещё, какую громадную роль сыграет школа в великих жизненных превращениях. 49 выпусков (в 1974 году не было 10 класса) вспоминают эти коридоры, классы, учителей, перемены, столовую, буфет и многое другое. А сколько ребячьих секретов, тайн, огорчений и радостных моментов можно было бы услышать, если бы стены могли говорить. Многие выпускники уже дважды повторили школьную свою жизнь – дети и внуки закончили эту же школу. Годы чудесные остаются в сердце навсегда, их невозможно забыть. Потому и собираются совсем взрослые люди на праздник юности.
Самые разные профессии выбраны выпускниками нашей школы – профессии и должности теперь уже трудно перечислить, много времени прошло. Целых 50 лет здесь бурлит жизнь. Для истории – всего лишь миг, а для людей – множество событий, воспоминаний, которые нельзя забыть. Школа каждый год осенью радостно встречает учеников, а летом с лёгкой грустью провожает выпускников. Да, меняется всё, но только над школой не властно время.
А какое оно, время? Можно остановить стрелки часов. Можно и назад их повернуть. Но время всё равно будет продолжать свой бег – только вперёд. Невозможно прожить вне времени. Оно дано нам, чтобы оставить добрый след на земле, сделать лучше окружающий нас мир. Хотя это и трудно…